Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИОНИСИЙ
15, С. 282-284 опубликовано: 22 июня 2012г.


Содержание

ДИОНИСИЙ

(Балабан-Тукальский; † 1663, г. Корсунь), митр. Киевский, Галицкий и всея Руси. Выходец из правосл. шляхетского рода Русского воеводства. По окончании Киево-Могилянской коллегии принял монашеский постриг. После победы войск гетмана Б. Хмельницкого под Зборовом польск. кор. Ян II Казимир в «Aprobacyi sejmowej praw i wolności religiey greckiej narodu ruskiego» 12 янв. 1650 г. передал православным Холмскую епископскую кафедру. Возвращаясь из Варшавы, Киевский митр. Сильвестр (Косов) в февр. удалил из Холма униат. администратора Я. Сушу. После этого митрополит разослал универсалы с призывом к местному духовенству и правосл. шляхте собраться для выбора епископа. 27 апр. 1650 г. Холмским архиереем был избран Д., хиротония состоялась 24 сент. В июле того же года Д., как и др. правосл. епископы, дал обязательство ежегодно выделять из епархиальных доходов 200 золотых на содержание Киево-Могилянской коллегии. Д. не получил королевского привилея, дававшего ему право управлять епархией. Более того, после победы польских войск под Берестечком (20 июня 1651) кор. Ян II Казимир 20 февр. 1652 г. передал Холмскую кафедру униатам, и Д. вынужден был покинуть Холм.

Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит Киевский. Портрет. 60-е гг. XIX в.
Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит Киевский. Портрет. 60-е гг. XIX в.

Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит Киевский. Портрет. 60-е гг. XIX в.

В 1654 г., после смерти Луцкого еп. Иосифа (Чаплицы-Шпановского), Д. занял Луцкую кафедру. К этому времени, вероятно, относится установление контактов между архиереем и каштеляном волынским С. Беневским, к-рый стал впосл. главным инициатором попыток отторгнуть гетманство от России. В управлении епархией Д. столкнулся с серьезными трудностями: от Луцкой епархии отделилась часть с центром в Остроге и перешла под управление униат. администратора Хмелёвского, под властью к-рого оказались также Св. Троицы мон-рь в с. Дермань и Дубенский мон-рь в честь Воздвижения Креста Господня.

В кон. февр.- нач. марта 1656 г. Д., спасаясь от «гонения ляхов», уехал из Луцка в Чигирин. Здесь в апр. того же года он встретился с рус. послом А. Лопухиным, к-рому архиерей сообщил, что едет в Киев просить митрополита, чтобы тот ходатайствовал перед царем о принятии Луцкой кафедры, шляхты и мещан «под свою руку»; в случае согласия царя Д. вернется в Луцк и подготовит коллективное обращение к царю мещан и всяких людей с просьбой о защите. По-видимому, на деле Д. выполнял поручение польск. правительства, т. к. 26 июня 1656 г. Б. Хмельницкий сообщал царю, что кор. Ян II Казимир через Д. предлагает ему вступить в переговоры. Во время пребывания в Чигирине архиерей сумел получить от гетмана универсалы, обеспечивавшие защиту его владений. 8 сент. 1657 г. Д. вступил в Луцкое правосл. братство. В окт. того же года, получив от короля разрешение на поездку в Киев, Д. присутствовал на Соборе епископов, созванном после смерти Сильвестра (Косова) для выбора нового митрополита. Д. был одним из кандидатов, но Собор решения не принял.

1 дек. 1657 г. Д. снова приехал в Киев, где состоялся Собор, на к-ром в нач. янв. 1658 г. Луцкий архиерей был избран митрополитом, 19 янв. к нему перешла софийская казна. Заняв митрополичью кафедру, Д. сохранил за собой и Луцкую епархию. В 1658 г. права и привилегии Луцкого братства он подтвердил как митрополит и одновременно «администратор епископии Луцъкое и Острозъское». Правда, не позднее марта 1659 г. местное духовенство и шляхта избрали епископом Гедеона (Святополка-Четвертинского), который позднее получил королевский привилей, но еще в нач. 1662 г. волынская шляхта добивалась, чтобы митрополит передал владения кафедры и доходы с них новому епископу.

В февр. 1658 г. в сопровождении мн. игуменов и протопопов Д. прибыл на раду в Переяславе, где привел гетмана И. Выговского к присяге. За это он получил от царского посланника соболей на 100 р. Оружничий Б. М. Хитрово предлагал Д. ехать на поставление в Москву к патриарху Никону, но Д. отказался, заявив, что будет просить благословение у К-польского патриарха, и получил такое благословение от патриарха Парфения IV. В том же месяце находившийся у Выговского польск. посол Беневский сообщал, что Д. занял митрополичью кафедру по его совету и будет содействовать возвращению Украины в состав Речи Посполитой. Когда началось восстание против Выговского во главе с полтавским полковником М. Пушкарём, Д. добивался от его участников подчинения гетману, угрожая им «неблагословением», тогда же митрополит послал предписание духовенству всех церквей молиться о предотвращении междоусобной брани. 17 июня 1658 г. митрополит участвовал во встрече нового киевского воеводы боярина В. Б. Шереметева, но в том же месяце уехал в Чигирин к Выговскому и встал на сторону гетмана в его конфликте с рус. правительством.

Вероятно, Д. участвовал в выработке условий заключенного 16(6) сент. 1658 г. в Гадяче договора о переходе Запорожского войска под власть Речи Посполитой. Договор предусматривал ликвидацию унии и передачу православным всех владений униат. Церкви. Православные митрополит и епископы должны были быть уравнены в правах с католич. иерархами и стать членами сената. Православные получали право занимать любые должности. Вместе с тем в пределах войска Запорожского католич. духовные учреждения должны были вернуть себе земли, к-рыми они владели до восстания Б. Хмельницкого. Разработка рядом представителей правосл. духовенства на рубеже 1658 и 1659 гг. проектов Собора православных и униатов для заключения новой унии шла втайне от Д.

29 апр. 1659 г. митрополит с делегацией правосл. духовенства прибыл в Варшаву на сейм, к-рый должен был ратифицировать Гадячский договор. В состав делегации вошли все епископы Западнорусской митрополии (кроме Черниговского еп. Лазаря (Барановича)), архимандриты, среди к-рых главную роль играли ближайшие сподвижники Д. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и Феодосий (Василевич), мн. протопопы. Поскольку архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентий (Гизель) отказался ехать на сейм. В ответ на это король обещал передать Киево-Печерский монастырь и его владения Д. Но это решение не было осуществлено. На встречах с лат. епископами православные настаивали на ликвидации унии. Участники сейма на это не пошли. При ратификации договора из него был исключен пункт о ликвидации унии. В договоре было записано, что в течение полугода назначенные сеймом комиссары должны вернуть православным имущество, которое им ранее принадлежало. Созданная во исполнение этого решения комиссия передала православным ряд храмов, но ее деятельность была прервана в связи с низложением Выговского.

Уехав из Киева и опасаясь возвращаться на Левобережную Украину, к-рая стала ареной военных действий между Россией и гетманством, Д. универсалом от 2 нояб. 1658 г. передал Лазарю (Барановичу) под управление протопопии Киевской митрополии: Черниговскую, Менскую, Борзенскую, Глуховскую, Конотопскую, Новгород-Северскую и Стародубскую. После восстания на Украине, низложения Выговского и нового подчинения Запорожского войска власти царя в окт. 1659 г. Черниговский еп. Лазарь (Баранович) был назначен «блюстителем Киевской митрополии». Однако казацкая верхушка во главе с гетманом Ю. Б. Хмельницким продолжала считать митрополитом Д. Казацкое посольство, прибывшее в марте 1660 г. в Москву, ходатайствовало о возвращении Д. денег и митрополичьих риз, увезенных П. Тетерей после смерти митр. Сильвестра (Косова). В марте и сам гетман обратился к Д., предлагая ему вернуться в Киев. Д., нашедший себе приют у митрополичьего наместника в Великом княжестве Литовском Феодосия (Василевича) в Слуцке, где при Троицком монастыре была организована духовная консистория, прислал к гетману своего «казнодея» - проповедника Т. Бузского, который, по-видимому, убеждал гетмана перейти на сторону польск. короля. 28 авг. 1659 г. Д. вместе с овруцким архим. Феофаном обрел мощи прп. Иова (Железо), трижды являвшегося ему во сне. Митрополит сам перенес останки святого в притвор Троицкой ц.

После поражения русского войска осенью 1660 г. под Чудновом Ю. Хмельницкий перешел на сторону кор. Яна II Казимира вместе с казацкими полками Правобережной Украины. Д. вернулся к управлению теми епархиями и владениями Киевской митрополии, к-рые находились на данной территории. В нач. 1661 г. он специально посетил гетмана, чтобы убедить его отказаться от намерения вернуться под власть царя Алексея Михайловича.

Неудовлетворенный недостаточной активностью архиеп. Лазаря (Барановича) царь Алексей Михайлович принял решение сделать местоблюстителем Киевской митрополии одного из наиболее стойких сторонников промосковской ориентации в укр. духовенстве - Мефодия (Филимоновича), хиротонию к-рого во епископа Мстиславского и Оршанского в Москве возглавил местоблюститель Патриаршего престола Крутицкий митр. Питирим. Эта кафедра Киевской митрополии была вакантной, на территорию данной епархии распространялась власть царя Алексея Михайловича. В сер. июля 1661 г. еп. Мефодий прибыл в Киев и взял на себя управление владениями Киевской митрополии на землях Левобережной Украины.

В ответ Д. хиротонисал на ту же кафедру своего родственника и близкого сотрудника архим. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), настоятеля Лещинского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, 3 авг. 1661 г. получившего от кор. Яна II Казимира привилей на кафедру. После этого Д. и Ю. Хмельницкий обратились к К-польскому патриарху Парфению IV и добились от него церковного проклятия еп. Мефодия за то, что он изгнал с престола Д. и захватил кафедру с помощью светской власти. В этих действиях приняли активное участие связанные с Д. влиятельные лица из среды местного правосл. духовенства. Так, игум. Трехтемирова мон-ря Краковецкий отвез грамоты Д. и гетмана в Стамбул, а игум. киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила мон-ря Климент (Старушич) привез грамоту патриарха в Киев. В грамоте, отправленной К-польскому патриарху 1 янв. 1663 г., царь принес извинения за поставление еп. Мефодия, которое было предпринято в силу необходимости, т. к. изменивший царю и оставивший свою паству Д. склонял людей к тому, чтобы они подчинились его власти и соединились с католиками.

Вероятно, при участии Д. послы правобережного казачества на сейме 1661 г. снова выступили с требованием ликвидации унии. Это требование было отклонено участниками сейма, и все ограничилось созданием комиссии для раздела храмов и владений между православными и униатами, к-рая так и не приступила к работе. Реагируя на начавшиеся захваты правосл. церквей и мон-рей униатами, Д. и гетман Ю. Хмельницкий перед сеймом 1662 г. обратились к королю с просьбой о возвращении этих храмов и обителей православным. Была создана очередная комиссия, к-рая также не приступила к работе. В кон. 1662 г. Ю. Хмельницкий отказался от гетманства, 6 янв. следующего года Д. совершил над ним монашеский постриг, дав имя Гедеон. Возможно, благодаря участию Д. новый гетман П. Тетеря стал снова добиваться возвращения церквей, занятых униатами.

Д. был похоронен в корсунском Онуфриевском мон-ре. В 1669 г. Киевский митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) хотел перевезти его останки в Киев и похоронить в Киево-Печерском мон-ре, но это не было осуществлено.

Ист.: АЮЗР. 1863. Т. 4; 1872. Т. 7; 1892. Т. 15; ПВКДА; АрхЮЗР. 1864. Ч. 2. Т. 2; 1872. Т. 5. Ч. 1; 1904. Т. 10; Т. 12.
Лит.: Карпов Т. Ф. Дионисий Балабан, митр. Киевский: Из истории отношений киевской церк. иерархии к моск. правительству (1654-1661 гг.) // ПО. 1874. № 1. С. 103-145; Макарий. История РЦ. кн. 7 (по указ.); Эйнгорн В. Очерки из истории Малороссии в XVII в.: Сношения малорос. духовенства с моск. правительством в царствование Алексея Михайловича. М., 1899; Хойнацкий А. Ф. Прп. Иов, игумен почаевский: Его жизнь и прославление. Каменец-Подольский, 1871; Andrusiak M. Dionisyi (Balaban Tukalsky) // Polski słownik biograficzny. Kraków, 1935. T. 1. S. 248-249; Огiєнко I. Украïнська Церква: Нариси з iсторiï Укр. Правосл. Церкви. К., 1993. Гл. 11; Власовський i. Нарис iсторiï Укр. Правосл. Церкви. К., 1998. Т. 2; Mironowicz A. Prawosławie i unia za panowanią Jana Kazimierza. Białystok, 19972 (по указ.).
Б. Н. Флоря

Иконография

На уникальном живописном потрете 2-й пол. XIX в. из конгрегационного зала КДА (НКПИКЗ) Д. изображен в митре и саккосе с омофором, с крестом на груди и жезлом в руке, в правом верхнем углу помещен герб в картуше. Портрет является копией с изображения XVII в., относится к серии портретов, выполненной к юбилею КДА в 1869 г. (Для посетителей портретной залы КДА. К., 1874. С. 5. № 9; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293).

Ключевые слова:
Митрополиты Киевские Иконография (иконы, портретные изображения и фотографии) епископата Русской Православной Церкви Дионисий (Балабан-Тукальский; † 1663), митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси
См.также:
ИОАНН IV († 1166, Киев), митр. Киевский
ГАВРИИЛ (Кременецкий Григорий Федорович; 1711-1783), митр. Киевский и Галицкий
ГАВРИИЛ (Петров Петр Петрович; 1730 - 1801), митр. Новгородский и С.-Петербургский
ГЕДЕОН (Криновский Григорий Андреевич; 1726 - 1763), епископ Псковский и Нарвский
ГЕОРГИЙ митр. Киевский (ок. 1062 — после 1073), церковный писатель, канонист и полемист
ГЕОРГИЙ (Дашков; † 1739), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский